SRI LANKA: Sigiriya. Музей и нижний город

Sigiriya – древний город царя Кассапы I, построившего свои дворцы на вершине скального плато на высоте 370 м над уровнем моря. Ворота в виде лап и головы льва дали этому месту имя, ведь с сингальского оно переводится именно как «львиная скала».

Утром мы собрали рюкзаки и спросили у хозяина гестхауса, можно ли оставить их у него, пока мы ходим по музеям и развалинам Сигирии. Получив согласие, со спокойной душой отправились ловить тук-тук. Можно, конечно, и пешком дойти, но у нас было не так много времени, ведь после посещения Львиной скалы нам нужно было еще доехать до Дамбуллы, а оттуда отправиться в Полоннаруву.

Добравшись до начала комплекса, пошли к кассам. Оказалось, что билет на одного туриста стоит 4 260 рупий, а не 3980, как нам обещали сети интернета. Делать нечего, пришлось раскошеливаться. В общем и целом это те же $30, видимо, курс доллара немного скакнул. А мы ехали сюда именно забраться на Lion Rock и осмотреть Объект всемирного наследия ЮНЕСКО – скальную крепость Sigiriya.

Многие туристы, особенно бэкпекеры, часто возмущаются, что за проход к достопримечательностям надо заплатить немалую сумму. Хочу обозначить свою позицию в этом вопросе. Я платить не против, потому что:
а) сохранение исторических ценностей дело затратное, и если кто-то этим занимается, то делает благо для нас, туристов;
б) некоторые страны зарабатывают туризмом, и это нормально;
в) если бы ко всем историческим памятникам был свободный доступ, их бы постепенно растащили на камушки и сувениры.

Для экономных есть вариант не посещать Sigiriya, а полюбоваться на нее с высоты горы Пидурангала за почти вдесятеро меньшую сумму. Об этом я писала в предыдущей статье. Для нас же вопрос выбора не стоял еще и потому, что сама идея посетить Шри-Ланку пришла в голову именно после увиденной в интернете картинки Львиной скалы. Место меня настолько поразило, что сразу появилась мечта там побывать.

 

 

Sigiriya Museum

 

 

Путь к первому пункту посещения – музею Сигирия – начинается слева от кассы (если стоять к ней лицом) и проходит между двух живописных прудиков. В левом цветут розовые лотосы…

…а в том, что справа – яркие нимфеи.

На больших и красочных билетах – три отрывных корешка. В музее у вас оторвут первый, при входе в нижний город – второй, и при входе на скалу – третий.

Видимо, мы пришли слишком рано, и работники музея еще не были готовы к наплыву посетителей. Войдя в музей, мы еще ждали, пока появится контролер.

На стене висит экран, где демонстрируется видеофильм о крепости Сигирия. Но, пока мы ходили осматривать первый зал, фильм кончился и экран просто выключили. Мы-то думали, что он будет крутиться постоянно, поэтому поначалу просто прошли мимо. Зато в музее мы были фактически одни. 🙂

Считается, что экспозиция в музее слабая, и его можно пропустить. Но, по-моему, посетить музей все же стоит, если у вас достаточно времени. А еще плохо, что некоторые приезжают неподготовленными информационно, и просто не знают, что там есть еще и музей. При нас туристка уже на скале расстраивалась, что где-то они со спутником музей пропустили. А его нужно осмотреть первым, ведь возвращаться и выходить из комплекса вы будете совсем другой дорогой и с другой стороны (к слову, эта дорога приводит как раз на то место, где мы накануне провожали солнце).

В первом зале – старинные фотографии первооткрывателей крепости, первых раскопок, планы, рисунки и другая информация. Выглядит это не очень, если честно. Крашеные (и уже очень грязные) стены и приклеенные к ним фотографии. Как-то не по-музейному, очень просто и неряшливо…

Хотя Сигирией ланкийцы гордятся. В зале представлены даже репродукции марок и денег с изображением этой скалы и знаменитых фресок.

Впервые Сигирию обнаружил майор британской армии Джонатан Форбс. В 1831 году, возвращаясь из поездки верхом в Полоннаруву, он увидел сильно заросшую кустарником вершину скалы.
Sigiriya почти сразу привлекла внимание любителей старины и археологов. Но полномасштабные раскопки начались в 1890-х годах. Первым археологом, всесторонне исследовавшим Сигирию, стал Г. Ч. П. Белл.

Гарри Чарльз Парвис Белл (1851–1937) был британским колониальным государственным служащим и археологом на Цейлоне (Шри-Ланка), также проявлял интерес к археологии Мальдивских островов.

В 1889/1890 он был назначен комиссаром при археологических исследованиях, которые считаются рождением археологии Шри-Ланки. В последующие годы Белл провел обширные раскопки в Анурадхапуре, Полоннаруве, Сигирии и Ритигале в рамках государственного проекта Шри-Ланки «Культурный треугольник» .

На входе во второй зал – массивная кирпичная арка.

Фотографировать там запрещено, а жаль. Помимо обычных для музея черепков, кусков камня и других экспонатов там представлены макеты местности и дворцов, какими они были во времена Кассапы I. 

Из второго зала мы поднимаемся по винтовой лестнице. Она одновременно на улице и в помещении, прямо рядом растет дерево. Тропики, стены здесь не обязательны. Лестница ведет к галерее с копиями фресок. Ах, если бы я знала, что оригинальные фрески на скале нельзя будет фотографировать! Тогда я уделила бы копиям больше внимания, чем просто фото вскользь…

По длинному пандусу спускаемся от фресок снова на первый этаж. Здесь мы можем рассмотреть воссозданные старинные хижины и предметы быта. Пола в них нет, крыша из тростника… Побродить вокруг такого дома, заглядывая внутрь, очень интересно.

Рядом на стене, очевидно, конкурс детских рисунков. Ведь Львиные ворота потеряли свою голову в буквальном смысле – она когда-то давно отвалилась и упала. И теперь у детей есть возможность пофантазировать, как выглядела голова огромного каменного льва.

По пути к выходу проходим мимо реставрационной лаборатории и магазина с сувенирами и книгами. В магазин мы не заходили, так как покупать ничего не собирались.

 

Вот и весь музей. Стоит ли тратить время на посещение? Решать вам. Лично я не пожалела, что зашла.
 

 

Древний город Sigiriya

 

 

 
От музея возвращаемся к кассам. Здесь у начала дорожки вас ждет большая карта древнего города.

И приветственный плакат ЮНЕСКО с генеральным директором (на тот момент это была уроженка Болгарии Ирина Бокова).

Слева от дорожки – туалеты и медпункт. Обращаю ваше внимание, что далее на всей территории древнего города вы не найдете ни туалетов, ни магазинов.

А справа – памятник ланкийскому археологу, профессору Сенарату Паранавитана, написавшему о Сигирии целую книгу.

Далее, опять справа – большой фикус-баньян. За ним вроде бы магазин, но мы туда не сворачивали, поэтому не буду врать. Но если вы этого еще не сделали, обязательно запаситесь питьевой водой! Ходить по территории и по скале долго, а на жаре всегда хочется пить. И, повторюсь, в древнем городе купить воды уже будет негде.

Дорожка приводит к каналу, окружающему город. Здесь расположен контрольно-пропускной пункт.

Посмотрев на очередь, мы сначала подошли к каналу-рву. На ветке посередине сидела птица. И, кстати, сколько фотографий этого места я ни видела позднее, всегда на них присутствует птица. То ли одна и та же, то ли они любят это место, и оно не бывает пустым.

В воде очень много рыбы, она прямо кишит… Может, птицы на нее охотятся?

На кпп нам оторвали очередной корешок от билета. Кстати, у местных другие билеты, стоимостью около одного доллара. Вот такая дискриминация по месту проживания. Но сама идея мне близка. Вот бы у нас сделать туристические места дешевыми для россиян? А то платим ведь столько же, сколько иностранцы, при разном, будем честными, уровне дохода.

Проходим по мосту на территорию древнего города Sigiriya. Птица все еще на месте. 🙂

Все, что дошло до наших дней – преимущественно фундаменты. Но увидеть своими глазами план города, представить, как здесь жили люди – бесценно.

Крепость Сигирия, по мнению археологов, – один из самых ярких в мире примеров городской застройки, датирующейся I тысячелетием, и относительно хорошо сохранившейся. В соответствии с очень хорошо продуманным планом в городе гармонично сочетаются симметрия и асимметрия линий, схематичность и функциональность, а созданные человеком здания искусно вплетены в окружающий ландшафт, дополняя его. Древний город Сигирия включает дворец на вершине, постройки у подножия скалы и сады в южной части. До настоящего времени не только существуют, но и исправно функционируют сложная водоотводная и оросительная системы, ведь на территории города располагается 95 бассейнов и прудов. При этом при наполнении верхних бассейнов вода по трубопроводу под давлением распределяется в нижние сады и по сей день.

Заходить в сам город и сады запрещено. Там ходят только местные женщины, убирающие мусор и подметающие дорожки…

Подвал? Погреб?

На стенах стоят таблички, предупреждающие о том, что ходить по периметру фундамента тоже запрещается.

Круглое отверстие в земле – колодец?

Невозможно не прикоснуться к этой древности… Невозможно не вдохнуть пыль веков. И вроде особо смотреть не на что, а глазеешь, открыв рот, вертишь головой в восхищении, замираешь у древних стен с трепетом, чувствуя себя букашкой.

Далее начинаются водные сады Сигирии – бассейны, куда впадают ручьи. Здесь имеются фонтаны в виде круглых чаш, и, говорят, в сезон дождей они все еще работают.

Останавливаем мгновение, любуемся…

За бассейнами по обе стороны располагались дворцовые резиденции.

И вновь хочется остановиться, потрогать каменную кладку, сохранить в памяти.

В бассейнах цветут лотосы и нимфеи.

Везде стоят таблички с описанием достопримечательностей на трех языках – сингальском, тамильском и английском.

Асимметричные дорожки по саду между симметричными бассейнами – впечатляющая рукотворная красота.

Между тем туристов становится все больше, Львиная скала – ближе, а слепящее солнце – выше.

За линией деревьев начинаются сады на террасах. Фундаменты, лестницы, остатки каменной кладки. И посередине – брошеный термитник. Видимо, с термитами здесь успешно борются. 

После короля Кассапы эта территория стала принадлежать буддийскому монастырю. Монахи также оставили наследие. Например, вот этот памятник – ограждение священного дерева Бодхи.

Image Cave – отштукатуренные и когда-то покрытые фресками ниши. К сожалению, здесь фрески не сохранились, но остатки штукатурки еще видны.

Каменные сады – третий ярус древнего города.

Мест и указателей так много, что мы просто не успеваем сходить и туда, и сюда. Как в анекдоте – что мне, разорваться, что ли? 🙂

Кормящая мать в ожидании подачки от туристов.

В некоторых скалах вырублены целые комнаты-ниши – жилища для монахов.

А на скалах – глубокие борозды непонятного назначения…

Доходим до пещеры с надписями (которых так и не разглядели), и понимаем, что надо повернуть обратно, слишком далеко мы уже от тропы наверх.

Помимо вездесущих обезьян, здесь водятся еще и шершни. Их огромные гнезда находятся на самой Львиной скале, а многочисленные знаки предупреждают об опасности любителей пошуметь.

И снова каменные сады. Во время осады эти валуны можно было сбросить на неприятеля.

Древние стены становятся выше, и впереди уже видна огромная очередь ко входу на зеркальную стену. Останавливаемся перевести дух и сфотографироваться.

Хочешь-не хочешь, а в очереди стоять придется. Забегая вперед, скажу, что пришли мы рано, поэтому очередь эта – небольшая. Но это мы поняли потом, когда возвращались обратно, и увидели на этом месте вереницу людей раза в три длиннее…

А к этой очереди мы вернемся в следующей статье…

Наталья Деревягина