SRI LANKA: Royal Rock Temple Dambulla. Часть II

Изучение храма Rock Temple Dambulla продолжается. Махараджалена (Maharaja Vihara), таящая в себе настоящее чудо, и Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya) – пещеры, хранящие память о королях прошлого.

 

 

Пещера вторая. Махараджалена (Maharaja Vihara)

 

После тесноватой Девараджалены вторая пещера кажется очень большой. Действительно, это самая просторная из пяти пещер храма Rock Temple. Почти в центре – дагоба, вокруг которой рассажены одиннадцать статуй Будд в различных формах медитации. Над головами двух из них раскрыл капюшон змеиный король Мучалинда, по легенде предоставивший Будде укрытие в шестой день прозрения.  Слева от входа расположилась статуя короля Валагамбахи, того самого, заложившего основу Золотого храма Дамбуллы. Рука его поднята в  жесте учения. Мы в Пещере Великих Королей.

Пещера датируется I веком до н.э. Это значит, фрескам на потолке и стенах пещеры более 2000 лет! Конечно, они периодически реставрировались, но, даже понимая это, испытываешь восхищение и некоторый трепет перед яркими красками и колоссальной работой древних художников.

Кажется, здесь нет ни единого пустого места, все вокруг пестрит изображениями цветов, орнаментов, Будд, дагоб и прочего, и прочего. Некоторые фрески огромны и описывают моменты истории страны и жизни Будды. Центральной фигурой при этом, конечно, является он сам. В ланкийской традиции изображать бывшего принца не просто с большими мочками ушей (по легенде, уши у Будды оттянулись от тяжести камней, которые тот носил, еще будучи в миру Сиддхартхой Гаутамой), а именно с большими отверстиями в них. В современных реалиях можно предположить, что, будучи принцем, Будда носил не просто серьги, а самые настоящие тоннели из камней. Похоже, правда?

Вдоль стен пещеры – статуи, статуи, статуи. Здесь 16 стоящих фигур Будды и 40 – в медитации. Скульптуры сделаны из кирпича, гранита, дерева, покрыты слоем штукатурки и краски.

Все живое кланяется достигшему Нирваны Будде. Даже слоны.

 Напротив входа в пещеру находится большая статуя Будды под аркой. Правая рука поднята в приветственном жесте, левая поддерживает конец тоги. Под облупившейся более современной краской просвечивает позолота.

Справа от входа вдоль стены расположился девятиметровый спящий Будда. Не такой впечатляющий, как в пещере Девараджалена, грустный какой-то. Возможно, это следствие реставрации, а может, он изначально был такой.

И снова медитирующие Будды под узорными потолками… Подойти к ним близко нельзя – проходы перегорожены тяжелыми деревянными скамьями. И правильно, слишком много здесь народа ходит…

Пещера Махараджалена таит в себе настоящее чудо. О котором мы начисто позабыли, увы, и не догадались понаблюдать. Дело в том, что вода по потолку этой пещеры бежит… вверх! Собираясь в одном месте, она капает вниз, в заботливо поставленное монахами ведро. Считается, что эта вода священна и имеет целебные свойства. Место, куда стекает волшебная вода, конечно, огорожено.

Мы бросили небольшую денежку в урну для пожертвований. Во-первых, место действительно впечатляет и стоит того, чтобы его сохранять. Во-вторых, раз уж мы зашли сюда бесплатно, пожертвование – малая толика за доставленное удовольствие от созерцания пещер.

А место действительно волшебное и святое. Двадцать два века молитв сделали свое дело. Лично мне хотелось опуститься прямо на пол в позу лотоса, закрыть глаза и прислушаться к собственным ощущениям. Но побоялась, что затопчут туристы…

Эта пещера – единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, бога Матрейи и бога Наты стоят рядом: Матрейя (покровитель Канди) – с лотосом в руке слева от центральной статуи Будды, Ната (будущий Будда) – справа. С ними соседствуют синий бог Упульван (Вишну) и золотой Саман, хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. В правом углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, схожая со статуей короля Валагамбахи. Перед тем как выйти, еще раз оглядываемся. Картина впечатляющая.

Двери в пещеру, кстати, тоже вызывают некоторый трепет – большие, древние, с массивными железными ручками.

На выходе между пещерами – два небольших прудика, в которых цветут лотосы-нимфеи.

Не очень понятно, как циркулирует вода в этих мини-бассейнах… Из одного явственно пованивало застоявшейся. Но всё равно красиво.

 

Пещера третья. Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya)

 

Маха Алут Вихарая – Великий Новый Монастырь – пещера менее древняя, чем две предыдущие, но не менее прекрасная. Построена в XVIII веке королем Кирти Шри Раджасингхе (1747-1782), последним правителем Канди и известным буддийским пробужденным. Статуя короля встречает вас у окна.

Пятьдесят фигур Будды в рост человека и более, 1000 изображений медитирующего Будды на потолочных фресках – вроде бы, пора и привыкнуть уже после предыдущих пещер, но нет, снова море впечатлений. Краски здесь ярче, ведь храм более молодой в сравнении с соседями.

В центре зала – Будда в медитации под аркой в виде мифического дракона.

Эта пещера и последующие две разбились в моей голове по цветам. Преимущественный цвет Maha Alut Viharaya, как мне запомнилось, – красный.

Не знаю, из-за освещения или краски, но кажется, что Будды живые и наблюдают за чем-то рядом, скосив глаза… Встаешь прямо напротив – и это ощущение пропадает. Отходишь чуть в сторону – и опять…

Почти в каждой пещере перед центральной статуей Будды стоит алтарь, полуприкрытый шторами. Паломники приносят сюда дары, в основном цветы или фрукты. А для туристов рядом обязательно стоит урна для пожертвований…

Спешим дальше, впереди еще две небольших пещеры – Паччима Вихарая (Paccima Viharaya) и Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya). Продолжение следует…

Наталья Деревягина