SRI LANKA: Royal Rock Temple Dambulla. Часть I

Rock Temple является основной частью комлекса Golden Cave Temple Dambulla. Это один из древнейших храмов острова, представляющий собой ряд пещер, в которых собраны статуи Будды, а также нескольких королей и индуистских богов. В 1991 году это место включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Пещерный храмовый комплекс находится на вершине горы Dambulu Gala на уровне около 350 м н.у.м. и 160 м над окружающей местностью. Около 22 веков назад здесь был основан один из первых буддийских монастырей, монахи жили прямо в пещерах. Во время 14-летней оккупации тамилами тогдашней столицы страны Анурадхапуры (89 – 103 гг. до н.э.) монахи приютили у себя короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba), Валагамбаху. Монарх набрался сил и после возвращения на трон велел обработать скальные ниши и оборудовать в них три пещерных храма, которые и преподнес в дар монахам вместе с самим монастырем. Более поздние правители страны реконструировали и дополняли храм, и сейчас здесь находится самая большая коллекция статуй Будды в Азии, многим статуям более 2000 лет.

 

Путь к Rock Temple

 

Путь наверх начинается от вот таких довольно простых ворот, находящихся слева от Золотого Будды. Либо, если вам неинтересен Golden Temple и вы не хотите заходить на эту территорию, к пещерному храму можно подняться от арки, которую я упоминала в статье о достопримечательностях Дамбуллы. Не зная, где именно нужно разуться, но помня о том, что в святых местах нужно ходить босиком, мы сняли обувь прямо здесь и сложили в рюкзак. Весь дальнейший путь мы проделали с босыми ногами, о чем нисколько не жалеем. Но если вам тяжело идти босиком, это вовсе не обязательно. На самом деле разуться придется уже наверху, непосредственно перед храмовым комплексом.

За воротами вас ждет крутая лестница наверх, периодически сменяющаяся пологими скальными образованиями. Вдоль лестницы растет плюмерия, которая во время нашего посещения была почему-то абсолютно безлистной во всех уголках страны, где мы побывали. Не знаю, сезонное это явление или, может, обезьяны обглодали… На фотографиях других путешественников плюмерия имела вполне пышные кроны.

Также вдоль тропы в самом ее начале довольно много кактусов опунция. Туристы взяли моду что-то царапать на листьях. Надписи потом высыхают рубцами и весь кактус выглядит как сплошное «Киса и Ося были здесь». Абсолютно не понимаю мотивов оставить о себе такую сомнительную память.

Оглядываемся на Золотого Будду. Вот так он выглядит со спины…

Вдоль дорожки шустрит небольшая ящерица… Точно такую же мы видели на мысе Hon Chong во Вьетнаме, только она была более зеленоватого окраса. Могу ошибаться, но вроде это ящерицы рода Мабуи.

Мы еще не поднялись достаточно высоко, но виды уже радуют глаз.

Как ни странно, но вдоль тропы почти нет торговцев всякой сувенирной либо религиозной ерундой. Только один раз нам попалась сувенирная лавочка, здесь же ланкийка предлагала купить цветы лотоса (нимфеи) для подношений Будде. Цену, честно сказать, я не запомнила. На тот момент мы еще не очень разобрались в понятиях «дорого-дешево» по местным меркам, поэтому покупать что-либо лишнее опасались.

И дорожка от арки, и лестница от храма сливаются в определенном месте воедино. Здесь много фонарей вдоль дальнейшего пути (интересно, когда их зажигают и зажигают ли вообще?). Также появляются большие круглые урны, что нас очень порадовало. Надпись на урнах говорит о том, что местное население пытаются приучить ими пользоваться. Как и во многих азиатских странах, мусор здесь обычно бросают куда придется.

В тени появившихся густых деревьев на скалах отдыхают обезьяны. Особенно впечатлило вот это большое семейство. Глава семьи лениво жует травинку и периодически дремлет. Остальные занимаются своими делами и туалетом друг друга…

Дети радостно играют между собой и прыгают по веткам. Здесь я зависла с фотоаппаратом на несколько минут, никак не могла оторваться от этой детской непосредственности. Результат того стоил.

Немного не дойдя до храма, сворачиваем на открытую площадку на скале – полюбоваться видами Дамбуллы и окружающей местности.

Фонари, лестница, окружающая зелень, обезьяны – все выглядит очень колоритно.

На площадке перед храмом – оградка из каменных зубцов. Как-то незаметно прошел наш путь наверх, даже не запыхались.

Виды на другую сторону оказались еще более впечатляющими – горы, озёра, зеленая равнина и пестреющие тут и там оранжевые черепичные крыши.

Здесь, перед храмом, стоит небольшая палатка, где вы можете оставить обувь за некоторую денежку. Можно и бесплатно бросить рядом, но в этом случае за сохранность ваших тапок никто не отвечает, а обезьяны и собаки очень любят тащить все, что плохо лежит. Наша обувь уже благополучно покоилась в рюкзаке, поэтому мы сразу прошли ко входу на территорию – этакому КПП. Раньше здесь проверяли купленные внизу в кассах билеты, а теперь, когда посещение храма стало бесплатным, это просто сквозной проход.

Ну, здравствуй, Royal Rock Temple! Так вот ты какой…

Пять пещер – это узкие щели в скале. Пещерами их сделала построенная стена с отдельными входами и соединяющим коридором. Нависающая сверху гора служит естественным потолком. Выглядит очень интересно, ослепительно белый дворец с окнами и колоннами прямо в скале. Территория огорожена сеткой с колючей проволокой, на которую подается ток (ночами?). Поэтому обезьян на площадке перед храмом практически нет, все обитают за забором. Каждая из пяти пещер имеет свое название и историю, в них собрано 153 статуи Будды (многие позолочены), несколько статуй богов и королей, а наскальные фрески часто измеряют в квадратных метрах, настолько их здесь много…

 

Пещера первая. Девараджалена (Devaraja Vihara)

 

Первая пещера – Пещера Божественного Короля, одна из трех, подаренных монахам королем Валагамбахой. Также пещера посвящена индуистскому богу Вишну. Буддизм и индуизм тесно переплелись во многих странах Юго-Восточной Азии.

Основное пространство пещеры занимает 14-метровый лежащий Будда. А этого самого пространства здесь совсем немного, сфотографировать Будду «в полный рост» обычным китовым объективом не представляется возможным. У головы Будды – индуистский алтарь, небольшая статуя бога Вишну и три статуи Будды в медитации.

Шри-ланкийский Будда спит с открытыми глазами, в отличие от вьетнамского. Локоть Будды украшают подарки.

Огромные ступни, покрытые лотосами и позолотой, производят впечатление. Большие пальцы сдвинуты относительно друг друга, что говорит о том, что Будда жив и просто спит. А потертость позолоты наводит на мысль о том, что периодически эта огромная статуя встает размяться и ходит по округе… Так и представляю себе 14-метрового великана, бродящего по ночам вокруг Rock Temple.

Фрески на потолке и стенах потерты, покрыты слоем сажи от благовоний и масляных лампадок, но все равно прекрасны.

У ног спящего Будды стоит статуя его преданного ученика Ананды. Рядом – еще одна статуя Будды в момент входа в Нирвану под деревом Бодхи. Вилкообразный вырост на голове Будды – эквивалент христианского нимба, ведь с этих пор Будда становится святым.

Все семь статуй в пещере Девараджалена осмотрены и пора двигаться дальше – в самую просторную пещеру с именем Махараджалена (Maharaja Vihara). Продолжение рассказа о пещерах Rock Temple Dambulla следует…

Наталья Деревягина