УРАЛ: Поход на Таганай. День III

На третий день похода у нас была запланирована вылазка на гору Дальний Таганай к бывшей метеостанции. И утром мы поднялись, воодушевленные мыслью о походе без тяжелых рюкзаков.

Утро на Киалиме

Открыв дверь домика, обнаружили любопытную птицу, чистящую перышки на крыше соседней постройки. Птица нас нисколько не испугалась и продолжила свое занятие. Даже наоборот, заинтересовалась, когда я достала фотоаппарат.

Однако пора было умыться, что мы и сделали с удовольствием в ледяной воде ручья, впадающего в реку Большой Киалим. Удобнее всего это было делать там, где вода бежит из трубы.

Немного побродили вдоль реки, позволив глазам насладиться зеленью всех оттенков.

А это второй курумник, где находятся полянки и костровища для туристов с палатками.

Путь на Дальний Таганай

Позавтракав и собрав небольшие рюкзачки (мой — фоторюкзак, у Антона — горелка, обед, дождевики), двинули в сторону Дальнего Таганая. Путь проходит вдоль ручья, который благодаря дождливому лету уже почти превратился в речушку.

И прямо посредине, между камней — незабудки! Какие же все-таки красивые эти цветы.

И вновь нам встретилось очень много грибов. На этот раз собирать не стали, только фотографировали.

Почему трутовик плачет? Ответ прост – во время роста гриб поглощает из древесины (а растет он преимущественно на деревьях, разрушая их) большое количество питательных веществ, распространенных в воде. Эти вещества идут на рост гриба, а избыток влаги выделяется благодаря высокому давлению в клетках гриба, которое и выталкивает капли воды.

Периодически обходя грязь и лужи, мы как-то незаметно отклонились от тропы и в итоге уперлись в болото, посреди которого торчал покосившийся столб старой ЛЭП.

Однако это не заставило нас задуматься о направлении. Обогнув болото, продолжили путь. И наткнулись на одну из северных орхидей — ятрышник.

В итоге мы вышли к курумной реке. И поняли, что заблудились, потому что курумников на нашем пути не должно было встретиться.

Попрыгав по валунам, никаких продолжений тропы в нужном нам направлении не обнаружили. И повернули обратно. Да, мы потеряли час дороги в итоге, но поступили правильно. Я вообще не понимаю тех туристов, которые периодически пропадают в национальном парке, заблудившись. Ведь везде тропы. А если ты понял, что забрел не туда, всегда же можно вернуться по той тропе, с которой все началось, до места, которое тебе знакомо. И не придется вызывать спасателей, тем более, что в отсутствие мобильной связи это сделать очень проблематично.

Мы вернулись до тропы вдоль ручья и попрыгали по камням дальше. Выглядело это примерно так:

В гранитных валунах часто встречаются вкрапления граната. Этот гранат не подходит для ювелирных изделий, так как довольно хрупкий и разрушается при обработке.

На середине пути стоит стрелка. В любую сторону два километра — до Киалимского кордона, до Метеостанции или до стрелки-перекрестка, где путь от приюта «Таганай» раздваивается на тропы до Киалима и до Дального Таганая.

После стрелки подъем становится более крутым. Не сложным, просто идешь и идешь с постоянным уклоном. Тропы почти сухие, местами встречаются слегка заболоченные альпийские луга. И чем выше ты поднимаешься, тем чаще в просветах деревьев видишь уже знакомые очертания хребта Большой Таганай — Двуглавая сопка (слева) и Круглица.

Постепенно виды дальних хребтов закрывает полоса острых скал — это хребет Волчий гребень, идущий вдоль тропы к вершине Дальнего Таганая. Он немного похож на Откликной гребень, но более пологий и вытянутый.

Дальний Таганай, метеостанция

Буйную траву и альпийские луга сменяет другая растительность — белые цветочки-звездочки (знатоки, подскажите, что это?) и темные упругие листики брусники, тоже цветущей маленькими розоватыми колокольцами.

Здесь, на высоте, начинается самая настоящая тундра. Высокие деревья сменяются низкорослыми, растительность становится стелющейся по земле. Сходить с тропы в этих местах нельзя, чтобы не нарушать хрупкого равновесия, ведь дальнетаганайская горная тундра является уникальным памятником природы.

После начала тундры до вершины остается немного. Вот и красная крыша Метеостанции «Таганай-гора» уже показалась.

Метеостанция не действующая, сейчас здесь расположен одноименный приют для туристов. Фотографы очень любят восходы и закаты на Дальнем Таганае, ведь никуда не нужно тащиться по темноте с оборудованием — вышел из приюта и фотографируй, сколько душе угодно.

Рядом с домиком метеостанции стоят остатки метеорологического оборудования, вездеход (который давно не на ходу и превратился в памятник), а особенно впечатляет туалет на склоне прямо над обрывом…

Когда мы встали на тропу, в спину нещадно пекло солнце. Но за время потери тропы погода начала портиться, и мы очень боялись, что дождь или туман не дадут полюбоваться видами со склонов. Поэтому быстро побежали фотографировать в надежде хоть что-то успеть.

Какие-то виды уже заволокло дождем, но в некоторые стороны еще оставалась неплохая видимость.

Вдобавок ко всему внезапно поднялся шквальный ветер, не обещающий ничего хорошего. Такая перемена погоды в горах неудивительна, и мы даже подшучивали над тучей, которая идет к нам со стороны Круглицы, мол, сейчас ливень нам ветер принесет. Видите ее?

Но то, что нам принесла туча, все-таки оказалось сюрпризом. Внезапно на нас обрушился ливень с градом! Добежав за пару секунд до навеса рядом со входом на метеостанцию, мы оказались побиты и вымочены до нитки!

Ветер с градом бушевали минут двадцать, а мы достали горелку, набрали дождевой воды из бочки, и устроили чаепитие, чтобы согреться.

Мы надеялись, что туча пройдет дальше, и мы сможем еще погулять по вершине, пофотографировать, увидеть знаменитые скалы Кепка, Лис и другие… Но дождь перешел в морось, а видимость все ухудшалась.

После чего на вершину сел такой густой туман, что далее трех метров перед собой видно было только белое молоко…

Пришлось заглянуть в гости на Метеостанцию, так как идти назад в тумане показалось нам удовольствием сомнительным, а сидеть на улице промокшими становилось уже чертовски холодно.

Проведя в приюте с полчаса и немного обсохнув у печки, мы поняли, что фотографировать с Дальнего Таганая нам сегодня уже не светит и пора отправляться в путь, пока рассеялся туман. Несмотря на мелкий моросящий дождичек, попрощались, надели дождевики и потопали обратно.

Лес после дождя

Морось закончилась сразу после тундры, остались только капли, падающие с деревьев. Мокрый лес поражал свежестью природы, яркими красками и какой-то новизной, что ли. Ничтоже сумняшеся, достала фотоаппарат, обернув его в полиэтиленовый мешочек для защиты от крупных редких капель. И тут же наткнулась на лесную лилию — прекрасную саранку.

С упоением фотографировали по пути все вокруг: мокрые лапы елей…

…распластавшуюся на листьях бабочку…

…звенящие ручьи, наполнившиеся жизненной энергией…

…зеленую паутинку хвощей с дождевыми каплями…

…блестящего сопливой шляпкой боровика…

… и даже парочку влюбленных жуков.

Добавлю, что тропы от бегущих ручьев тут же размыло, и идти приходилось либо прямо по ручью, либо по чавкающей жиже. Поняв, что терять нам уже нечего, шли прямо по воде, так как в кроссовках и так хлюпало, а резиновые сапоги с собой мы не взяли.

Вечер на Киалиме

Вернувшись, увидели, что небо над Киалимским кордоном тоже затянуло тучками, а на верхушку Ицыла плотно село серое облако.

Дождь побывал и здесь, оставив серебристые капли в чашечках листьев.

Растопили печку и первым делом поставили сушиться обувь, так как щеголять на будущий день в резиновых сапогах не очень хотелось.

На ужин решили вспомнить о грибах, которые насобирали на тропе к Киалиму.

Пока печка растапливалась, прогулялись еще по территории. Мостик через речку Большой Киалим. Выглядит немного сомнительно, но крепкий, не прогибается и не шатается.

А это пологий сход к воде напротив впадающего ручья. Здесь обычно умываются, набирают воду и моют посуду туристы из палаток.

Тем временем печка растопилась, и через некоторое время мы получили горячий ужин. Себе я приготовила грибное рагу, а Антону, который грибы не ест, — кус-кус с тушенкой.

Сумерки спустились на Киалимский кордон незаметно. Но сидя у печки в маленьком домике в лесу, мы ощущали тепло, походный уют и очарование тишины…

А ночью, выйдя из домика, обнаружили в траве… светлячков! Несколько светящихся зеленых точек — и ты уже в сказке. Я светлячков не видела с самого деревенского детства…