УРАЛ: Юрий Гаев. Моя прогулка на Уван

За два дня мной было пройдено порядка 55 километров. Но в каждой вылазке, помимо времени, проведённого отдыхая и общаясь с моими близким друзьями, я не упускаю возможность лишний раз «полосячить» (так на нашем туристском жаргоне называется очень быстрое передвижение, без лишних остановок, чаще, конечно, впереди всей группы; с целью вымотать и натренировать её :)) хотя бы самому.

Утром 22 числа все проснулись позднее чем вчера, 21 февраля, и не особо разделяли со мной радости по поводу прогулки ещё на одну вершину. Я же решил во что бы то ни стало сходить на Уван. Предстояло пройти всего 16 километров, но ориентировочно к 17 часам за нами в Сибирку должен был приехать Женя,  к этому моменту нам (а я до последнего момента тешил себя надеждой, что кто-нибудь ещё составит мне компанию) надо было ещё вернуться с горы. Исходя из этого я высчитал, что при средней скорости 3 км/ч подъем на вершину займет около 2,5 часов, а спуск около двух. Значит надо выйти на тропу примерно в одиннадцать, чтоб до приезда Жени успеть вернутся в Сибирку и собраться. Но торопился, как мне казалось, только я. К моменту начала сборов стало ясно, что на вершину пойду я один, а остальные собираются на кордон посмотреть на лосиху. Заварил в термосе чай, взял с собой шоколадку, маленькую бутылочку воды, рацию и вышел на улицу дожидаться остальных.

Доехали до КПП в нац. парк. Купили входные билеты. Поехали ещё восемь километров до кордона. По дороге настроили и проверили рации. Одна – у меня. Вторая, такая же, осталась в Сибирке у Антона, который не поехал гладить лося потому, что сильно промочил обувь (эка невидаль :)); и ещё одну свою Валя настроил на нашу первую волну. Доехали до кордона, и, не заходя к лосям, я в 11:20 направился на юго-запад в сторону шлагбаума, который преграждает дорогу в сторону Тюлюка всяческим любителям поездить по заповеднику на снегоходах-квадроциклах. Перейдя мостик через маленькую речку Большая Калагаза и пройдя по широкой тропе ещё метров двести на юго-запад, я повернул на северо-запад на узенькую тропку, помеченную желтыми метками, ведущую меня к цели моей сегодняшней прогулки – вершине Большого Увана. Вышел на связь со своими, договорились, что меня будут ждать на кордоне в 16:00. Итого на дорогу туда и обратно у меня четыре часа и сорок минут. Более чем достаточно.

Справка

Большой Уван. Курганная гора. Насыпной могильный холм. Название дано по самой высокой и каменистой вершине – 1222 м, которая очень похожа на курган. Склоны Увана круты и каменисты, вершины увенчаны останцами и кварцитовыми россыпями. «Каменные реки» сползают в глубокие межгорные понижения, заросшие сосновыми, еловыми и березовыми лесами. На громадных кварцитовых блоках остались «каменные письмена» — знаки ряби течений и волнений, отпечатки капель давно отшумевших палеозойских ливней и дождей. Вершина Большого Увана запоминается надолго. Она выглядит в виде большого горного плато, будто специально кем-то выровненного. Однако на плато отдельными группировками в форме гребней, стен, столбов, шишек возвышаются причудливой формы кварцитовые останцы. Весной высокогорная поляна покрывается сплошным ковром цветущих пермских ветрениц.

zuratkul.ru

Тропинка узкая настолько, что, обгоняя первых людей, попавшихся мне минут через десять пути, пришлось обходить их прямо по сугробу, проваливаясь выше колена в снег. Половину пути до вершины я прошел за пятьдесят минут. Очень насмешила табличка на дереве с указателем и отметкой в 4 км.

uvan001
Фотографировал, похоже вообще на бегу. 🙂

Изначально я планировал на полдороги сделать маленький привал, но, пройдя эти четыре километра на одном дыхании, решил не отдыхать до самой вершины. Включил запись трека на навигаторе. Больше для интереса, так как заплутать на такой тропинке не представляю возможным.

uvan002

Солнце начало припекать, и я не пожалел, что взял с собой солнцезащитные очки. Тропинка, местами, проходила по лугам, и солнце палило уже нещадно. Лес вокруг тропинки и так не сильно густой, а после половины пути и вовсе начал расступаться и редеть, позволяя увидеть справа и впереди отроги Большого Увана. Несколько раз из Сибирки выходит на связь Тос, несколько раз Валя, сказав, что они уже выехали с кордона и проехали поворот на фонтан. После пяти километров начался набор высоты. На подъеме я обгоняю ещё одну группу, а навстречу мне попался молодой мужчина с ребенком лет шести на руках, за собой тащивший сани-волокуши, в которых, вероятнее всего, вез того основную часть времени. Тем временем я поднялся на один из отрогов хребта. Перевалив его, тропинка повернула на север. Пройдя указатель, повествующий, что до вершины Большого Увана 1,5 км, обгоняю человека, который озадачил меня нелогичным вопросом по поводу того на какую вершину я иду. На всякий случай ответил, что на Большой Уван. Начался подъём на перевал. Больше всего люблю этот момент. Здесь предстоит немного потрудиться, так как появился, хоть и небольшой, но уклон, да и усиливающийся ветер местами переметает тропинку. Самое приятное, это когда, поднявшись по тропинке метров триста, оборачиваешься. Вид меняется, кажется, с каждым шагом.

На подходе к перевальному взлёту открывается такая панорама. Слева над хребтом Нургуш в дымке видна вершина Большой Иремель.

uvan003
Стало очень тепло. Снимаю ветровку. На ходу сворачиваю её и засовываю в рюкзак. Выхожу на перевал. Сразу встречаю несколько туристических групп, которые фотографируются на седловине. Две женщины, улыбаясь, спрашивают, догадываюсь ли я, о чём они меня сейчас попросят. Отвечаю, что, конечно, сфотографирую их. Делаю несколько кадров. Меня благодарят, а я начинаю подъём на саму вершину по полузанесённому снегом курумнику. Подъём занимает у меня пять минут. По пути обгоняю всех остальных, не успевших подняться до меня :). Выхожу на вершинное плато.

Здесь уже куча народа! Несколько групп бродит по плато, несколько фотографируется, а кто-то залез на скальный выход, который и является вершиной Большого Увана. Выхожу на связь с Сибиркой. Качество приёма-передачи отличное, так как Сибирка в прямой видимости от меня, просто на расстоянии порядка 10-12 километров. В середину нашего сеанса связи в разговор вклинивается какой-то «левый» человек и просит купить крабовых палочек. Валя отвечает ему, что магазин в Сибирке сегодня не работает (а это действительно так) и просит меня перейти на другую волну. Сообщаю друзьям, что буду на кордоне на целый час раньше, чем договаривались. Валя просит меня постоять на вершине, мол, они сейчас вытащат на улицу штатив и попытаются достать меня фотоаппаратом  из Сибирки. Судя по всему, ничего не вышло, так как вершина находится на большом расстоянии и против солнца. Делаю пару снимков на телефон.

Хребет Сука́.

uvan004

Хребет Уреньга.

uvan005

Начинаю обратный путь. Путь на вершину занял у меня около двух часов.

Когда оказываюсь на перевале, не могу удержаться и даю себе расслабиться – сажусь и достаю термос. Любуюсь прекрасным видом, открывшимся передо мной, выпиваю две кружки чая и съедаю половину шоколадки. Теперь этого «топлива» мне хватит на полтора часа пути назад на кордон. Очень тепло. Солнце светит уже по-весеннему. Снег начинает «киснуть». Снимаю шапку и повязываю на голову «buff».  Встаю и начинаю спускаться. В последнее время мне нравится ходить одному или впереди всех. Можно идти в своём ритме, ни на кого не равняясь, думая о своём, слушая окружающие тебя звуки. Или музыку, поэтому достаю наушники и включаю плейер в телефоне. Изредка со мной выходят на связь – то Тос, то Валя, а однажды на волне пообщались фрирайдеры, судя по разговору. Обгоняю людей, навстречу идут  тоже. Догнал и обогнал странного дядьку, спросившего меня на подъёме на вершину, куда я иду. После спуска с отрога хребта, когда тропа стала почти пологая,  перехожу на лёгкий бег. Усталости никакой, наоборот, чувство лёгкой эйфории. Будь я в кроссовках, так и побежал бы. Солнце уже порядочно сдвинулось по небосводу, тени изменили своё направление, да и я двигался  в другую сторону, и поэтому всё вокруг кажется другим и новым. Как миновал отметку в 4 км, я даже не заметил. Почти до самого выхода с маркированной тропы навстречу попадались группы и одиночные туристы. Подготовка, скорость движения и одежда многих оставляла желать лучшего. Примерно за полчаса до моего выхода с тропы со мной связался Валя и сказал, что они с Тосом выехали из Сибирки за мной. Последние три километра я одолел за полчаса. Выхожу с тропы на дорогу, поворачиваю налево и, минуя опушку леса, сразу вижу Валю и Тоса. Подхожу к ним ровно в 15:00, пройдя свои 16 километров за 3 часа 40 минут. Поднимаемся до стоянки, на которой Валя оставил своё авто, и едем в Сибирку, где нас ждет обед и сборы домой в Челябинск.