УРАЛ: Таганай в феврале. Откликной гребень

На утро второго дня, позавтракав и заварив чай в термосе, большой толпой из семи человек мы отправились по тропе в сторону Откликного. Путь предстоял неблизкий – около семи километров по заснеженному лесу. Погода была облачная, но мы очень надеялись на то, что появится ясно солнышко и видимость будет лучше, чем накануне.

otkliknoy001

Приют «Гремучий ключ»

Примерно через 2,5 км пути мы дошли до приюта «Гремучий ключ», где мальчишки останавливались в январе. На территории стоят два «иглу», которые каждый год возводит постоянная посетительница парка баба Валя. Конечно, это не иглу в правильном понимании, но все равно интересные дома из снежных кирпичей.

otkliknoy002

А так выглядит сам приют. Панорама, как всегда, кликабельна.

otkliknoy003

Немного передохнув, мы двинули дальше. Теперь уже без остановок до самого Откликного гребня. Заиндевелый лес опять наводит на мысли о зимней сказке.

otkliknoy004

Лапы елей – в плотных снеговых варежках. Подниматься к Откликному – совсем не то что лезть на Двуглавую. Там – полтора километра круто вверх. Здесь – бесконечная тропа, крутая только местами, а в основном больше похоже на долгую прогулку по зимнему лесу.

otkliknoy005

Хоть деревья с каждым пройденным километром становятся все ниже и кряжистей, еще встречаются заснеженные высокие красавицы.

otkliknoy006

Мох и лишайники – везде. Пойди разберись, где тут северная сторона, если лишайник вокруг дерева и даже на ветках…

otkliknoy007

Откликной гребень

Справка

Откликной гребень (Перекликной лог, Большой Гребень, Откликная) – вторая вершина хребта Большой Таганай. Название получила за характерные гребнеобразные очертания и громкое, многократное эхо, возникающее из-за отражения звука от почти вертикальной скалистой стены. Высота 1155 м. Длина скалистой части около 800 м, относительная высота останцев от подножия Откликного до его вершины 150 м. Западный склон более пологий и покрыт курумами, восточный – крутой, в некоторых частях представляет собой почти вертикальную стенку. У подножия – елово-пихтовый лес, на северной оконечности – небольшое плато. С вершины Откликного гребня открывается широкая панорама Златоустовского Урала на несколько десятков километров.

Откликной гребень нам не обрадовался и встретил метелью. Позади меня за елками – те самые останцы высотой 150 метров, похожие на гребень доисторического ящера. Видите? Вот и я не увидела.

otkliknoy008

Окружающий пейзаж в метели наводит на мысли о каком-то другом мире. То и дело вспоминала книгу Сергея Тармашева «Холод» и понимала, что вот именно здесь и в такую погоду нужно снимать по ней фильм.

otkliknoy009

Гребня за все время пребывания мы так и не увидели, пришлось фотографироваться с согнутыми ветром и снегом елками.

otkliknoy010

А потом ребята нашли чью-то снежную пещеру (такие делают для ночевки) и мы забрались туда греться и кушать шоколадки и сухофрукты. Эти ребята затем ушли дальше – на Круглицу, а мы повернули назад.

otkliknoy011

На обратном пути мы покричали невидному гребню и получили ответ. Слова возвращаются целиком, как будто кто-то кричит с той стороны. По этому поводу есть местная легенда.

Давным-давно в пещере у подножия Таганайского гребня поселился лютый зверь, который пожирал всех без разбору… Однажды мимо проходил святой старец, и зверь напал на него. Старец стал молиться Богу об уничтожении чудовища. Господь молитву услышал и уничтожил зверя каменными глыбами. Но голос чудовища остался в назидание и на память людям.

Остановившись у приюта «Гремучий ключ» выпить чаю, мы вдруг обнаружили, что наш «стол» – это кресло желаний. Точнее, это спинка кресла, заметенного больше чем наполовину снегом.

otkliknoy012

А вот и сам Гремучий ключ. На горизонте – Юрик, как всегда утопавший вперед.

otkliknoy013

Ручей чистейшей горной воды весело журчит по камням. Говорят, если остановится здесь с ночевкой, ночью слышно, как камушки перекатываются в воде. Ключ действительно Гремучий.

otkliknoy014

Добравшись до дома и переделав все дела, мы легли спать. Утро последнего дня встретило нас густым туманом и серостью. Мы поняли, что нет смысла снова лезть в горы – видимость была еще хуже чем вчера. Изначально мы собирались уезжать на вечерней электричке, но раз такое дело, решили не спеша собраться и топать в Златоуст в надежде уехать пораньше на автобусе. Собрались… Прошли шесть километров обратного пути до входа в национальный парк. Перекусили в беседке возле Центральной усадьбы. И, когда уже подходили к остановке маршрутных такси – небо очистилось и фронт облаков и тумана прямо на глазах ушел в сторону. Вот хоть обратно поворачивай, ей-богу!

otkliknoy015

Позади меня – та самая Двуглавая сопка, на вершину которой (правая на фото) мы и поднимались два дня назад. Ну да делать нечего, мы поехали домой, любуясь из автобуса хребтами Большого Таганая… В следующем феврале вернемся, жди нас, Таганай!