MOROCCO: Atlantic Ocean

У реки дышится легче, у моря свободнее, у океана захватывает дух оттого, что рядом океан, и начинаешь задыхаться.

Марина Завьялова

Atlantic Ocean

Я уже писала о том, что главным фактором выбора Марокко местом свадебного путешествия для нас оказался океан. Но, когда мы уже летели в самолете, я думала: прилетим мы туда ради океана, а он – море как море… Если не отличишь с берега океан от моря, какая тогда разница? Это на карте он огромный, а когда ты стоишь у воды, чувствуется ли это?

Я зря сомневалась. Приведенная выше цитата как нельзя лучше отражает это. Но обо всем по порядку.

Так как заселились в отель мы уже фактически ночью, увидеть океан в день прилета нам не удалось. Точнее, мы побродили по территории отеля (на первой линии), но не нашли выход к океану (то ли мы не заметили его и прошли мимо, то ли он был закрыт), а идти в обход по улицам ночью в незнакомом городе, еще не зная окрестностей, мы не рискнули. Решили довольствоваться балконом в номере с видом на океан…

С утра, позавтракав, первым делом мы рванули на берег. После отлива песок на пляже оказался так плотно утрамбован, что на нем даже не оставалось следов.

ocean001

Ширина пляжа в Агадире просто огромная, как и длина – около 10 км. Мы, привыкшие к узким морским пляжам, разбитым на отдельные участки, слегка ошалели от такого пространства.

ocean003

И наконец мы омыли ноги в Атлантическом океане!

ocean002

Отливы и приливы

Первое отличие от моря – высота отливов и приливов. На море их как-то не сильно замечаешь (хотя, конечно, зависит от моря), а вот на берегу океана это видно очень хорошо. Придешь на пляж, бросишь полотенце у воды, окунешься и ляжешь позагорать на песочке… Через некоторое время поднимаешь голову – а до воды идти минут пять надо, ушла вода от тебя.

Во время прилива вода перекатывается через намытую волнами горку песка и начинает течь тонкими ручейками на другую сторону, собираясь там в более широкий и очень теплый ручей, песок-то горячий!

ocean004

Некоторые туристы и местные перед своими вещами делают холмики из песка, чтобы их случайно не залило и было время спокойно собраться и отойти подальше. Еще очень интересно смотреть, как вода при набегающей волне начинает бить маленькими ключиками сквозь песок, я такого вообще нигде никогда не видела.

ocean005

Приливы и отливы бывают каждый день, их интенсивность зависит от многих факторов. Самый большой отлив мы видели ночью. Вода ушла настолько далеко, что на песке лежали поплавки и буйки дорожек для скутеров и катеров.

ocean006

Тогда же мы наткнулись на останки какого-то морского обитателя, уже потрепанные то ли океаном, то ли чайками.

ocean007

Такой разный

Ночной океан завораживает. Мы покупали свежевыжатый сок из сезонных фруктов на вынос, приходили с ним на берег поздно вечером и смотрели на волны и ночное небо. Для нас это стало даже своеобразным ритуалом.

ocean006-2

Ночью на берегу очень свежо, если не сказать холодно. Так как в городе тепло, в первый раз мы пошли туда в майках и замерзли через 2 минуты. Поэтому все последующие выходы к ночному океану мы совершали в джинсах и теплых толстовках.

В Агадире океан всегда спокойный, нет очень больших волн, поэтому купаться вполне комфортно. Насколько может быть комфортным купание в волнах. Пляж настолько большой, что кажется пустым на фотографиях, хотя на самом деле там всегда находилось довольно много народа.

ocean008

Океан очень соленый, гораздо более соленый чем море, поэтому нам пришлось купить очки для подводного плавания, иначе соль просто разъедала глаза при нырянии. Смотреть под водой, правда, там совершенно нечего. Разве что стайки серебристых рыбок резвятся в волнах, но на них как раз интереснее смотреть не из-под воды, а над ней. Особенно забавно рыбешки выглядят, когда несутся в надвигающейся на тебя волне – этакие маленькие серферы с выпученными глазенками и открытыми ртами. И потом, когда волна выплескивается на берег, они, поднимая фонтанчики, устремляются зигзагами обратно, ловко и быстро обходя препятствия.

Когда едешь по стране на автомобиле (я имею в виду все-таки побережье), океан вроде бы и не видно, но по каким-то неуловимым признакам ты понимаешь, что он есть. Как тот суслик.* И вдруг какой-нибудь изгиб горной дороги подводит тебя к месту, где ты уже четко видишь – да, он есть!

ocean009

На пляж Legzira мы поехали в том числе чтобы увидеть ничем не сдерживаемый океан во всей красе. И увидели! Правда, в тумане…

ocean011

Волны здесь настолько высокие, что линии горизонта, где океан соединяется с небом, просто не видно.

ocean010

Здесь мы более плотно прочувствовали всю мощь водной стихии, но не будем забегать вперед, об этом – в посте про Легзиру, а пока вернемся на пляж Агадира.

Купание в океане

Когда смотришь на океанские волны с берега, не очень понимаешь, что они на самом деле довольно высокие. Масштаб становится заметен только когда рядом находится человек.

ocean014

Многие местные играют здесь с детишками, которые этой огромной воды совершенно не боятся. А в основном аборигены либо гуляют по берегу, как правило с девушкой, либо совершают пробежки или играют в футбол. Вообще мы заметили, что в Марокко любят эту игру.

ocean012

ocean013

Местные когда приходят на пляж, ставят зонтик и прикрепляют к нему с трех сторон покрывало булавками. Получается такой шатер с видом на море, в котором они и сидят. Купаются редко, мужчины делают это в майках и шортах или в хлопчатобумажной одежде, женщины – с головы до ног покрыты чем-то национальным. Вот так купается девушка:

ocean016

Хассан Сауди сказал нам, что набегающую волну лучше встречать спиной. Если она собьет с ног, то просто вынесет тебя к берегу вплавь либо посадит на попу в песок, что, кстати, очень весело. Так как плавать в волнах довольно трудно, мы в основном так и купались.

ocean022

ocean015

Хотя, когда ты видишь, как надвигается эта толща воды, вроде умом понимаешь, что она дойдет до тебя и уже наполовину схлынет, но ощущения все равно жутковатые. Дух захватывает.

Виды на океан и общие впечатления

По утрам в сентябре океан здесь полностью покрыт туманом, который рассеивается ближе к обеду. Нам повезло, за время нашего пребывания утром чаще светило солнце, уже в 8 утра ослепляя нас, поэтому даже на завтраки мы ходили в солнцезащитных очках.

Однако несколько туманных «утр» мы все же увидели. Рыбацкие лодки как будто висят в молоке и непонятно, то ли они в воздухе, то ли все же на воде…

ocean017

Так как совсем рядом находится порт, периодически мы любовались различными судами – прогулочными, рыбацкими и другими…

ocean018

На закате солнце садилось за Марину, поэтому вида с тонущим в океане солнышком здесь не будет. Но закат все равно красивый.

ocean020

К концу нашего путешествия я смогла сформулировать для себя океан. Когда находишься рядом, испытываешь священный трепет и даже некоторый ужас где-то в глубине души. Океан живой, он дышит, ворочается… Чувствуешь себя букашкой рядом с настолько огромным спящим чудовищем, что оно тебя даже не замечает. И вроде бы ничего это чудовище против тебя не имеет, просто случайно может повернуться во сне на другой бок, придавит тебя и не почувствует даже. Как сказала одна моя подруга – когда входишь в воду, хочется помолиться и разрешения спросить. Так и есть.

ocean021

В наш последний день пребывания в Марокко мы ходили прощаться с океаном четыре раза. Кстати, видите позади меня дорожки из поплавков и буйки? Это те самые, которые в отлив лежали на песке.

ocean023

Мы даже кинули по российскому пятаку в набегающие волны, но так и не попрощались окончательно, потому что океан – это навсегда.

Наталья Деревягина

Ещё о Марокко

– Видишь суслика?
– Нет.

– И я не вижу. А он есть.